Вернуть деньги за несостоявшуюся поездку из-за коронавируса
Вернуть деньги за несостоявшуюся поездку из-за коронавируса.
Правовая основа: Гражданский кодекс РФ, Закон "О защите прав потребителей", Федеральный закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", Обзор судебной практики Верховного Суда РФ №4 (2019).
Эпидемия или как ее еще сейчас принято называния "инфодемия" коронавируса в мире оказала свое негативное влияние на туристический сектор экономики. Многие туристические компании (и туроператоры, и турагенты) не хотят возвращать денежные средства, уплаченные клиентами, за туристический продукт. Причем туроператоры идут на различные уловки для того, чтобы не возвращать деньги. К примеру, вам могут сказать, что деньги будут помещены в депозит этой компании и, когда ситуация с карантином будет разрешена, вы сможете воспользоваться этим же деньгами для оплаты новой путевки. Это, конечно же, здравое решение, которое в целом учитывает интерес и клиента, и самой туркомпании.
Однако вопрос, что ж делать в ситуации, когда вы заплатили немалые деньги за туристический продукт, а вам не хотят их возвращать и вас не устраивает аргумент оставления денег на депозите, остается открытым.
В туристический продукт входит не только оплата отеля и билетов за перелет, но и оплата визы, медицинской страховки, трансфера. Все эти деньги можно вернуть, воспользовавшись судебной защитой ваших нарушенных прав.
Первым делом, необходимо направить претензию туроператору или турагенту (в зависимости от того, каким способом вы приобретали турпродукт - на сайте компании или в офисе турагента). В претензии нужно изложить все фактические обстоятельства (когда приобрели, в какую страну, какой номер договора, чтобы вас можно было идентифицировать), обязательно указать фамилию, имя, отчества лица, который приобретал путевку. Кроме того, необходимо указать и правое обоснование вашего требования.
Почему деньги должны быть возвращены? В соответствии с Федеральным законом "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации " турист вправе обратиться с требованием о расторжении договора о реализации туристического продукта в связи с существенным ухудшением условий путешествия, а также невозможностью совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам. Эпидемия коронавируса и является таким обстоятельством, поэтому вы имеете полное право требовать расторжения договора и возврата всех уплаченных вам денежных средств.
В ответе на претензию туристическая компания может ссылаться на различные нормы права, которые могли бы обосновать правомерность удержания ваших денег. Не стоит в этой ситуации пугаться. Такими аргументами могут быть: туркомпания удерживает денежные средства в счет фактических затрат по договору, которых на самом деле может не существовать; туркомпания может сослаться на действие непроедолимой силы (форс-мажор). Данные аргументы туркомпаний несостоятельны и не согласуются с нормами Гражданского кодекса, Закона "О защите прав потребителей" и несут за собой лишь введение вас в заблуждение.
После получения ответа на претензию, в котором вам ответят отказом, или в случае неполучения ответа на претензию, вы можете обратиться в суд по своему месту регистрации (по месту нахождения). В этом случае вам потребуется составить исковое заявление, к которому необходимо будет приложить все имеющие значение для дела документы. При этом вы имеете право на взыскание всей суммы вашей путевки, штрафа за неисполнение требования потребителя в досудебном порядке, компенсации морального вреда и возмещения всех судебных расходов. Государственная пошлина за обращение в суд с требованием о защите прав потребителя не взимается.
Нажимайте и мы Вам перезвоним!
Юридическая компания "Готвальд и партнёры" имеет положительный опыт по защите прав потребителей в сфере туризма. Читайте по ссылке "Судебный процесс с туроператором".